Заброшки Абхазии: рай для сталкеров

Абхазия — королева заброшек. Ни в одной стране нет такой концентрации заброшенных зданий, как здесь. Более того, красивых зданий. Дачи с затейливыми завитушками, величественные дворцы, ажурные ж/д станции — и все это в обрамлении пышной экзотической природы.

Дворец князя Смецкого

Это самая романтическая заброшка. Ее история доказывает, что в любви скрыта невероятная сила, способная победить все, даже смерть.

Князь Смецкий дворец построил для жены, больной туберкулезом. Врач посоветовал сделать так, чтобы она каждую ночь спала на новом месте.

В доме было 365 комнат, по количеству дней в году. Супруга князя не только выздоровела, но и дожила до глубокой старости.

После революции дворец стал санаторием.

Теперь же он радует сталкеров и любителей истории.

Санаторий Агудзера

Агудзера — поселок, находящийся в 12 км от Сухума.

Еще в начале XX века здесь возникли первые санатории для творческой интеллигенции.

В 1970-е годы в Агудзере построили Дом Творчества «Литературной газеты», где отдыхали поэты и писатели.

Фото: www.drive2.ru
Фото: www.drive2.ru

Сейчас мертвые корпуса санаториев наблюдают пустыми окнами за случайными туристами. А вокруг шумят эвкалипты, перешептываясь с морем.

Санаторий — шикарная декорация для фотосессий. Здесь не возникает вопроса, что в итоге одержит победу: природа или цивилизация. Тут, в пышных зарослях Юга, бетонный мир проиграл.

Ж/д станция Псырцха

Станция Псырцха напоминает, скорее, ажурную беседку над блюдцем водохранилища.

Ее открыли в 1944 году как остановочный пункт с названием «Дача», позже переименованный в «Агарки» (Пихтовый родник). Нынешний топоним появился в 1967 году в честь протекающей неподалеку одноименной реки.

Фото: Митя Ансимов

Раньше именно тут сходили с поезда желающие посетить Новый Афон. Сейчас здесь царит тишина, нарушаемая плеском воды и шорохом ветра в пальмах.

Изящный резной павильон сохранился хорошо. Колонны, витиеватая лепнина, восьмиугольная звезда на полу… Солнечные лучи, играя пылинками, пронизывают станцию…

Несмотря на облупившиеся стены и дыхание запустения, это место просто пропитано светом. Оно отсылает к локациям из аниме — пронзительно-грустным и возвышенным, напоминающих о вечных ценностях.

Замок принца Ольденбургского

Находится это выдающееся сооружение в Старой Гагре.

Замок строился поэтапно. Сначала был возведен дворец в стиле модерн с круглым панорамным окном в кабинете принца. Чуть позже — остальные здания, задуманные как гостиницы для высшей знати.

Фото: Настасья Перевощикова
Фото: Настасья Перевощикова

В советское время тут был санаторий имени Сталина, потом — элитный пансионат «Чайка».

Сегодня дворец будто спящая красавица из сказки. Причудливо изогнутые балкончики увитые глицинией, окна в дреме смотрят на море, в залах и коридорах поселилась тишина. Замок ждет, когда же его красоту заметят и пробудят ото сна к жизни.

Дача Нестора Лакобы

Вилла располагается в Старой Гагре, в ущелье реки Гагрыпш.

На самом деле, этот особняк также был построен принцем Ольденбургским для личной массажистки.

В советское время дача перешла в распоряжение друга Сталина — Нестора Лакобы.

Внутри сохранилась зеленая краска на стенах, деревянные детали интерьера. Залитые солнцем просторные помещения совершенно не выглядят мрачными. Хотя были в истории особняка трагические страницы.

В середине 1930-х годов в этих стенах застрелилась дочь наркома внешней торговли СССР. Так что призракам здесь есть, откуда взяться.

Санаторий «Грузия» («Гагрипш»)

Масштабный памятник сталинского ампира был построен в 1960 году. Это заброшка не такая древняя, однако не менее впечатляющая.

Огромное здание в прямом смысле вписано в горы — в некоторых местах при строительстве пришлось вырубать скалу.

Сейчас внутри еще остался кафель в цветочек, которым были облицованы санузлы в каждом номере, гниющий паркет и кое-какие предметы интерьера.

Зимний театр

Расположен в Старой Гагре, у площади Конституции СССР, прямо напротив колоннады — символа Абхазии. Был построен в 1950-е годы.

Здание театра оформлено в стиле классицизма — античные колонны у входа, портик. К театру ведет широкая лестница с львами по сторонам.

В целом, здание сохранилось неплохо — в холле осталась краска на стенах, на потолке лепнина, балюстрада на втором этаже. Однако природа пробирается даже в самые дальние уголки и неуклонно отвоевывает свое.

ГРЭС в Тварчели

Вопреки расхожему мнению, шахтерский городок Тварчели не заброшен. Точнее, заброшен не полностью. В настоящий момент здесь живут около 5000 человек.

А вот руины ГРЭС (государственной районной электростанции) на въезде в город поражают масштабностью. Гигантские трубы застыли на фоне гор, будто шеи древнего чудовища. А ведь и, правда, предприятие было монструозным.

Фото: tourweek.ru
Фото: tourweek.ru

Мощности вырабатываемой станцией электроэнергии хватало не только для угледобычи, но и для обеспечения восточной части Абхазии.

Прогулки по замершему заводу завораживают и погружают в атмосферу настоящего постапокалипсиса. Вот только не стоит забывать о безопасности — территория в аварийном состоянии. Так что смотрите под ноги и по сторонам.

Мост через реку Аалдзга

Ж/д мост знаменит не только живописностью, но и архитектурными особенностями. Это единственный на территории бывшего Союза изогнутый мост.

Фото: tourweek.ru
Фото: tourweek.ru

Рельсы давно разобраны, дорога покрылась мхом. Кажется, будто это сводчатое строение ведет к заколдованному замку, таящемуся в глубине леса.

Отчасти так и есть — мост через джунгли и заросли ведет в самый известный заброшенный город Абхазии — Акармару.

Акармара

Шахтерский городок, основанный в 1939 году. В советское время жить здесь было крайне престижно. В Акармаре работал Дом культуры, школа, больница, ресторан, кинотеатр.

Фото: tourweek.ru
Фото: tourweek.ru

Сейчас тут — маленькая Припять. Заколоченные подъезды, пустые окна, ржавеющие остовы старых автомобилей в замшелых дворах, потрескавшийся асфальт улиц. И все это утопает в бурной растительности. Город-призрак — настоящий рай для сталкеров и любителей нестандартного туризма.

Что странно, в полуразрушенных домах все еще живет около пяти семей. Здесь нет централизованного водопровода, электричества, отопления.  Так что немногочисленные обитатели самостоятельно решают вопросы жизнеобеспечения.