Абхазия, «Страна души», древняя Апсны — это не только восхитительное озеро Рица, хрустальные водопады, глубокие пещеры и теплое море. Это еще и драгоценное культурно-историческое наследие, которое нашло свое олицетворение в древних городах и памятниках архитектуры, сохранивших секреты минувших эпох.
Для тех, кто интересуется археологией и обожает совершать путешествия во времени, рассказываем о самых значимых древних городах Абхазии, где можно почувствовать дух «седины глубокой» и узнать, какой долгий путь прошла эта страна и ее народ.
Сухум — многонациональная Диоскуриада
Начнем историческую экспедицию с посещения столицы Абхазии — Сухума, одного из древнейших городов на Черноморском побережье. Первые поселения на этих землях появились около 300 тысяч лет тому назад — в каменном веке. Археологические раскопки установили, что ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры на Сухумской горе существовало укреплённое поселение.
При этом многие ученые утверждают, что в качестве полноценного города столица Абхазии ведет свою историю примерно с VI века до нашей эры. Таким образом ее официальная хронология насчитывает более 2500 лет.
Согласно летописям, своим появлением Сухум обязан греческим купцам из Милета, назвавшим полис в честь братьев Диоскуров — Полидевка и Кастора, участников похода аргонавтов в Колхиду. Начиная с V века до н.э. Диоскуриада становится важным торговым, политическим и экономическим центром Западного Кавказа.
В начале I в. до н.э. город теряет свою значимость, переходя из рук в руки. Сначала (в 65 году н эры) эту землю захватили римляне, основав тут крепость Себастополис. Потом на эту землю пришли арабы, а вслед за ними — византийцы, генуэзцы, грузины, мегрелы. С середины XV в. здесь «правили бал» османы, которые дали Сухум-Кале статус порта, а затем портового города. Во время русско-турецких воин бастион дважды разрушался и восстанавливался.
В начале XIX века город стал активно развиваться. Живописные пейзажи, мягкий климат, сказочно красивая бухта и доброжелательный народ привлекали сюда множество знаменитостей.
В 1840 году по инициативе Н.Н. Раевского здесь был заложен Сухумский ботанический сад, который действует до сих пор. В Сухум наведывались писатели, поэты, художники, артисты, например, Сергей Есенин, Максим Горький, Антон Чехов.
Помимо исторических и архитектурных памятников, в Сухуме есть немало других, уникальных объектов — Абхазский государственный музей, Драмтеатр имени Самсона Чанба, Русский театр драмы, Обезьяний питомник и набережная Махаджиров.
Сухум — город истории, в котором стоит посмотреть:
Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста. Расположен в селе Коман, в получасе езды от Сухума. По преданию, в 404 году здесь был похоронен один из трех Вселенских учителей — Иоанн Златоуст. Строительство обители датируется XI веком, но к началу ХХ столетия от бывшего монастыря мало что осталось. Новый церковный комплекс возвели на древнем фундаменте. Сегодня здесь можно увидеть два храмовых предела, колокольню, другие постройки. Рядом расположен святой источник — родник с целебной водой, которая способна избавить от многих болезней.
Азантский дольмен. Самый древний рукотворный памятник Абхазии, относящийся к эпохе мегалита. Находится в 30 км от Сухума. Сооружение II века до н.э. представляет собой «каменный стол», чье предназначение до сих пор остается тайной для науки. Возможно, это — культовая или погребальная постройка, аналоги которой встречаются не только в Краснодарском крае и на Кавказе, но и в Корее, Индии, Палестине, Северной Африке и Британии.
Крепость Диоскурия (или Сухумская). Атмосферные руины, расположенные в порту Сухума, — все, что сохранилось от величественной цитадели VI века постройки. Гуляя по набережной Диоскуров, можно полюбоваться фрагментами оборонительного сооружения, торчащими из воды. Гиды рассказывают о том, что крепость — одна из немногих цитаделей, разрушенных не в результате войн, а вследствие природной катастрофы.
Замок Баграта (замок Акуа). Возведение поместья относят к X-XI вв., временам правления царя Баграта III. Крепостное сооружение овальной формы было построено в полукилометре от моря, в живописном месте, откуда хорошо просматривались окрестности. Использовался замок в качестве наблюдательного пункта, но недолго. От некогда величественного объекта сохранилась до наших дней массивная стена, разрушенное подземелье и частично ворота. Руины потемнели и заросли травой, мхом и кустарником, но смотрятся по-прежнему грозно и неприступно.
Драндский собор. Один из первых христианских храмов, построенных на территории Абхазии. Расположен в 23 километрах от Сухума. Крестово-купольный собор в византийском стиле датируется VI-VII вв. н. э. Четырехстолпная церковь выглядит приземисто благодаря куполу с низким 16-ти гранным барабаном. Освещают культовую постройку 36 окон. Драндский храм является действующим, в нем регулярно проводятся богослужения, таинства крещения, отмечаются религиозные праздники.
Великая Келасурская стена. Простирается от реки Келасур до устья реки Ингури. Построена в середине XVII века. Считается третьим по величине фортификационным сооружением такого типа после Великой Китайской стены и Горганской стены в Иране. Длина постройки — 160 км. Сегодня можно увидеть лишь несколько сохранившихся участков, оборудованных сотнями башен.
Рядом с Сухумом расположено немало исторически значимых поселений и достопримечательностей.
Село Баслата
В 20 минутах от Сухума расположено село Баслата (Беслети). Тихий уголок, затерявшийся посреди густой растительности, знаменит уникальным памятником средневекового зодчества — Беслетским мостом.
Гиды, работающие в Сочи и Абхазии, называют это сооружение более романтично — Мост царицы Тамар. И да, несмотря на его солидный возраст (построен в XI в.), он до сих пор выглядит царственно и эффектно, а его грузоподъемность достигает 8 тонн. Вот это были мастера!
Однопролетный арочный мост — единственный образец грузинской гражданской архитектуры, дошедший до наших дней. Конструкция шириной 5 и длиной 35 метров имела важное стратегическое значение и когда-то охранялось целым бастионом, размещавшимся в дозорной башне.
Удивительна и технология постройки моста: он сложен в форме идеальной арки из известняковых плит, обтесанных в виде клиньев. Камни скреплены прочным раствором извести, которую рабочие гасили в течение нескольких лет. На боковой грани моста находится надпись на древнегрузинском языке, в нижней части просматривается изображение креста и буквы »Т».
Ткуарчал
Когда-то крупнейший центр горной Абхазии на карте сегодня почти не заметен. Топоним переводится с мегрельского как «цикламен», но никакими ботаническими садами или цветущими улицами тут и не пахнет. К сожалению.
Это — город-призрак, полуразрушенный, забытый и почти нежилой. Красивейшее местечко, отстроенное пленными немцами в 1943-1944 году, славилось изысканной архитектурой, просторными улицами и величественными зданиями.
В начале «военных» 90-х годов прошлого века Ткуарчалский район пережил тяжелейшую блокаду, после которой так и не восстановился. Сюда водят экскурсии для сталкер-туристов, а также для тех, кто наслышан о расположенном здесь Бедийском храме.
Один из самых малоизвестных соборов страны находится в селе Бедиа, на высоком холме. Вокруг храма — одни обрывы и восхитительные панорамы Кодорского и Главного Кавказского хребтов. Внизу расстилается изумрудное поле Колхидской низменности, впереди белыми шапками встают могучие горы.
Интересный факт: село Бедиа — родина того самого Мелитона Кантария, одного из двух солдат, водрузивших знамя Победы над поверженным рейхстагом. Сержант-герой прожил здесь до 1949 года, а после перебрался в Сухум. Сегодня в родном доме Кантария проживает его невестка.
Бедийский собор построен в 999 году н.э. на фундаменте христианской церкви VII века. За более чем тысячу лет сооружение не подвергалось реконструкции и дошло до наших дней практически в первоначальном виде.
Внутри сохранились фрагменты фресок Х века, а также могила основателя собора — царя Баграта III, и его супруги. Рядом просматриваются остатки епископского дворца XVI века и колокольня XIII века.
Следующая точка экскурсии по древним городам Абхазии — яркая и стильная Гагра. Из исторических документов об этом знаменитом курорте известно следующее. Рядом с местом, где располагается нынешняя Гагра, еще в каменном веке проживали абхазо-черкесские племена. В VII веке до н. э. сюда пришли греки, основавшие поселение Пагра.
Пейзажи современной Гагры. Источник: фотобанк Лори
В I веке тут появляется торговая фактория Триглиф. Славилась она на все Закавказье и Центральную Азию благодаря купцам, привозившим сюда соль, оружие, изысканные украшения. Обменивали их на местные товары — шкуры, мед, воск и ценнейшую древесину самшита.
После вторжения римлян, ко II веку н.э., тут возникает Нитика. Богатые патриции строили на побережье роскошные виллы, которые находились под защитой одноименной прямоугольной крепости. Двумя столетиями позже абхазы возвели здесь новую фортификацию, названную Абаатой. Она-то и сохранилась (правда в виде руин) до настоящего момента.
На рубеже XIII-XIV вв. будущую Гагру, а на то время — Хакару, активно осваивали генуэзцы. Затем их вытеснили турки. К началу Крымской войны от мощных цитаделей римлян и абхазов не осталось и следа.
Освоение города как курорта началось в начале XX века благодаря принцу Ольденбургскому. Герцог, и по-совместительству, родственник Николая II, провел сюда телеграф, электричество, водопровод, на побережье были заложены фруктовые сады.
9 января 1903 года, рядом с набережной и Приморским парком был открыт культовый ресторан «Гагрипш». Именно с этой даты началась курортная история современной Гагры.
В топ экскурсий по Абхазии неизменно входит посещение древних сооружений, расположенных в Гагре и окрестностях.
Среди них:
Крепость Абаата. Раннесредневековое укрепление V-VI в. возвели для защиты подступов к городу со стороны Жоэкварского ущелья. Для цитадели характерно использование крупных каменных блоков квадратной формы, сохранившихся в некоторых частях оборонительных стен. Также просматриваются крепостные ворота с аркой. В начале ХХ века принц Ольденбургский разрушил часть фортификации и пристроил к ней отель. Стена, обращенная к морю, со временем размылась морским прибоем и практически не сохранилась. Остальные остатки башен и стен выглядят вполне неплохо и сегодня дают представление о былой мощи Абаатской цитадели.
Храм Святого Ипатия (или церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Одно из древнейших культовых сооружений Абхазии (V-VI век), расположено на территории крепости Абаата. Представляет собой строгую, даже немного мрачную трехцерковную базилику без каких-либо художественных элементов. Единственное «украшение» храма — Болнисский крест в круге, типичен для грузинской архитектуры. Церковь действует по сей день. По преданию, в ее стенах хранятся мощи Ипатия Гагрского.
Цандрипшская базилика. Расположена в поселке Цандрыпш, в 20 км от Гагры. Считается одной из самых красивых построек юстиниановского периода во всей Абхазии. Крестово-купольная церковь входит в круг красивейших причерноморских памятников и по сей день является популярным местом паломничества. Архитектура базилики напоминает сирийскую или малоазиатскую, а ее неплохая сохранность позволяет любоваться живописными арками, гробницами и крещальнями. А еще тут можно помолиться в алтаре и загадать желание, стоя в определенном месте храма. Говорят, задуманное обязательно сбудется.
Пещера Святого Ипатия. Грот Ипатия Гагрского расположен в 10 минутах ходьбы от центральной улицы курорта — проспекта Ардзинба. Таинственная пещера, где жил в затворничестве великочтимый святой, — рукотворная, и по некой традиции, исполняет желания. Точнее, их исполняет дух преподобного Ипатия, к которому можно обратиться с просьбой. Ну как сюда не сходить? Правда, «сходить» вряд ли получится, скорее — забраться. Причем на высоту трех этажей и по деревянной лестничке. Однако, если такой экстрим вас не смущает, добро пожаловать!
Топоним происходит от грузинского слова «сосна», поэтому обилие хвойных деревьев в окрестностях Пицунды не удивляет. Сам город был основан греками-милетами в V веке до н.э. и почти четыре столетия входил в состав Понтийского царства. В конце I века до н.э. поселение стало частью Римской Империи, а в IV в. Питиунт уже известен как значимый центр христианства.
Панорама Пицунды. Источник: фотобанк Лори
Согласно легенде, в IV столетии н.э. по дороге в Пицунду скончался культовый архиепископ Константинопольский — святой Иоанн Златоуст. Под алтарем местного собора была оборудована гробница, в которой хранились его мощи.
Чуть позже город становится частью Абхазского царства, потом — Грузинского. Вплоть до XV века тут находилась генуэзская фактория Пецонда. С XVII века эти земли переходят под власть османов, а после становятся частью Российской Империи. Официальный статус города Пицунда получила только в 2007 году.
Развалины античного города Питиунт. Источник: фотобанк Лори
На какие экскурсии сходить в Пицунде?
Среди самых интересных мест Абхазии особое положение занимают пицундские достопримечательности, в том числе:
Историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт». Главная достопримечательность Пицунды, где экспонируются не только древние сооружения, но и уникальные коллекции артефактов. Своим появлением город обязан римским легионерам, которые окружили Питиунт фортификационными сооружениями. Поговаривают, что скорость строительства была фантастической: якобы за день возводили полкилометра стен. На территории заповедника находятся: дольмены, античное поселение «Великий Питиунт», Пицундский собор, акведук периода Римской империи, фрагменты крепостной стены, руины римских бань, Исторический музей и монастырский комплекс. Также здесь расположена сувенирная лавка. Экскурсия по Питиунту обойдется в 200 рублей, прийти сюда можно в любой день с 10:00 до 19:00.
Патриарший собор Андрея Первозванного или Большой пицундский храм. Первоначально каменная (а ныне — каменно-кирпичная) базилика была возведена римлянами в IV веке. Через два столетия обветшавшую церковь перестроили, а в Х веке — реконструировали еще раз. А после — обновляли и реставрировали. Здесь в 541 году проходило первое крещение абхазов. Долгое время собор использовался для посвящения священнослужителей в сан епископа. Сегодня храм с великолепным убранством используется в качестве площадки для проведения концертов — оперного и хорового пения, а также для исполнения органной музыки. Стоимость экскурсии с гидом — 50-100 рублей. Посещение концерта — 1300 руб.
Впервые поселение под названием Анакопия появилось на месте современного Нового Афона примерно в III веке до н.э. Уже тогда это был крупный торговый пункт, которому судилось стать важнейшим центром христианства не только в Абхазии, но и на всем Кавказе.
В конце VII века Анакопию обнесли оборонительными стенами, а через столетие город стал столицей. Начиная с первой половины Х века поселение переходило из рук в руки, от грузинов к византийцам, от них — к генуэзцам, а затем — к османам.
В 1874 году сюда прибыли русские иноки из Пантелеймоновского монастыря, расположенного в Старом Афоне (Греция). В 1875 году монахами и была основана в долине реки Псырцхи мужская обитель, названная Ново-Афонской Симоно-Кананитской.
Строительство монастыря длилось более 20 лет и было завершено к 1896 году. Объем работ был колоссальный, а задача усложнялась тем, что место будущего комплекса высилось над побережьем (75 метров над уровнем моря) и не имело подъездных путей.
К сооружению обители «приложил руку» (и средства) Александр III, который «спонсировал» этот проект, а после — подарил монахам музыкальные куранты, размещенные на колокольне самой высокой башни, в центре западного корпуса.
С конца XIX века Афон становится крупнейшим религиозным центром христианского Кавказа. Здесь были проложены канатные дороги, на реке Псырцхе построена плотина и гидроэлектростанция. Заболоченную местность расчистили, превратив ее в миниатюрный парадиз, с каналами, системой прудов с зеркальными карпами, ботаническими садами, где росли даже бананы.
Во времена СССР монастырь закрыли за антисоветскую агитацию, а его постройки использовали как склады. После ВОВ на территории возвели секретный объект — дачу Сталина, где вождь народов неоднократно отдыхал и принимал партийных руководителей. Сегодня в здании размещен музей, проводятся экскурсии.
Религиозную деятельность Новоафонский монастырь возобновил в начале нынешнего века, после масштабной реконструкции, проведенной на средства Русской Православной церкви. Рядом проходит железная дорога, доставляющая туристов прямиком в Новоафонскую пещеру.
Если вы едете в Абхазию с конкретной целью посетить Новый Афон, обязательно сходите на экскурсию в:
Храм Симона Кананита. Одна из главных святынь Абхазии выложена из камня пепельно-белого оттенка и представляет собой образец архитектуры IX века. Крестово-купольное сооружение построено на месте, где по преданию, в 55 году н.э. римлянами был убит апостол Симон Кананит. Где бы ни был захоронен святой — здесь, на берегу реки Псырцхи или в Туапсе (есть и такие версии), храм в его честь является памятником великому человеку, который нес в массы слово Божье. В последние годы церковь закрыта на реконструкцию, осмотреть ее можно только снаружи.
Грот Симона Кананита. Пещерная келья — почитаемое у христиан место. Расположено в отвесной скале, к которой ведет крутая каменная лестница из 200 ступеней, вырубленная в горной породе. Считается, что апостол провел здесь 2 года жизни — с 53 по 55 год н.э. В центре пещеры стоит огромный валун, который Симон Кананит использовал в качестве стола. В гроте всегда находится смотритель, а бывшая келья превращена в небольшую часовню, где можно помолиться и поставить свечку.
Анакопийская крепость. Одна из самых загадочных достопримечательностей «Страны души». Мощный, даже по современным меркам, бастион расположен на южном склоне Иверской горы, на высоте 350 м над у.м., откуда открываются удивительно красивые пейзажи. Когда-то крепость была резиденцией местных королей, сегодня входит в историко-архитектурный заповедник. Второе название твердыни — Трахея, дословно означает «каменистая земля». Что, впрочем, близко к истине — путь к цитадели усыпан валунами. Когда точно здесь появился грозный чертог — неясно: ученые предполагают, что это VII век. А вот о чем известно на сто процентов — так это о «магической» неприступности Анакопии: взять крепость так никому и не удалось. Сегодня на территории музея-бастиона располагается 13 различных объектов, в том числе местное «чудо чудное» — неиссякаемый колодец.
Генуэзская (Псырцхинская) башня. Находится практически в центре Нового Афона, построена в XI-XII вв. для защиты города со стороны моря. В позапрошлом столетии монахи пристроили к башне что-то типа отеля, где останавливались паломники. В «гостиничных» кельях бывали, в том числе Антон Чехов, Константин Паустовский, Исаак Бабель. Сегодня башня имеет вполне приличный вид: она отреставрирована, покрыта новой кровлей. Экскурсия проходит и внутри постройки, интерьеры которой украшены в средневековом стиле.
Бзыбский храм. Руинированная средневековая церковь в одноименном селе находится недалеко от дороги к озеру Рица. Основана на правом берегу реки Бзыбь ориентировочно в IX веке. На данный момент от некогда крупного храма сохранились остатки стен, покрытых каменными глыбами. Кое-где просматриваются элементы орнамента.
История города начинается в XII веке до н.э., когда эти земли входили в Колхидское царство. Пятью веками позднее греки основали тут город Гюэнос, который позже стал частью западно-грузинского царства Эгриси. Впоследствии поселение не раз становилось эпицентром «игры престолов« грузинских властителей, пока, наконец, не вошло в состав Абхазии.
В основе современного топонима лежит турецкое слово «шимшир», что означает «самшит». Сегодня Очамчира — живописный городок, в котором сохранилось немало памятников архитектуры X-XI вв. Экскурсии также организуют в соседние села, например, Илор, Мокву и Агубедиа, где тоже можно насладиться преданиями глубокой старины.
Какие интересные места Абхазии расположены в Очамчире?
В Очамчире и окрестностях советуем посетить:
Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы. Православный храм Х века постройки служил резиденцией епископа на протяжении семи столетий. Это был важный культурный центр, где реставрировались старинные кодексы и переписывались рукописи. Богослужения проводились в соборе до XVII века, после чего он был покинут и заброшен. Какое-то время использовался как усыпальница владетельных князей рода Чанба. Восстановлен в начале нашего века и с 2019 года открыт для верующих и туристов. Поражает посетителей масштабами, необычной архитектурой и лаконичным благородством фасадов и внутреннего убранства.
Руины античного города Гюэнос. Остатки единственного античного полиса находятся на территории старой Очамчиры. Исследование Гюэноса началось в середине 30-х годов прошлого века, в том числе был изучен и доантичный слой городища. В результате археологических раскопок были найдены саркофаги, золотые украшения, керамика, мраморные фрагменты алтаря. Также были обнаружены уникальные плинфы с надписями на арамейском языке — том самом, на котором говорил Иисус Христос.
Илорская церковь Святого Георгия. Христианский храм в селе Илори, образец западногрузинской архитектуры XI века. Возведен на сакральном для абхазов месте — святилище Елыр-ныха. За долгие годы церковь не раз перестраивалась и реставрировалась, в основном при участии мегрельских князей. Сегодня храм славится своими иконами — мироточащими и даже кровоточащими. К священным реликвиям нельзя прикасаться, а лишь подносить к ним фитиль незажженной свечи.
Длинная и удивительная история Абхазии дошла до наших дней в памятниках культуры и архитектуры. Безмолвные свидетели зарождения, расцвета, могущества и угасания «Страны души» видоизменились за тысячелетия, но все также привлекают внимание своей красотой, монументальностью и невероятной атмосферой архаичной первозданности. А какие стародавние объекты Апсны видели вы?