Мистическая Абхазия: отпуск с тайной

К мистическому, аномальному можно относиться по-разному, но, согласитесь, все неизведанное вызывает интерес. Часто мы возвращаемся к старинным легендам и видим намеки на них в настоящем. Удивляемся и… надеемся на сказку, которая когда-нибудь должна же наконец стать былью. 

Абхазия полна мистики, легенд и нераскрытых тайн. Так почему бы не посвятить отпуск, если не раскрытию, то хотя бы знакомству с ними с ними? 

Святые места

В Абхазии много мест, связанных с христианством, исламом и традиционным абхазским монотеизмом. О каждом можно найти интересные истории. Расскажем о двух, как нам кажется, главных святынях.

Легенда о Симоне Кананите 

Симон Кананит по преданиям погребен в Никопсии. На роль этого места претендуют Новый Афон в Абхазии и поселок Новомихайловский в Краснодарском крае. 

Сторонники абхазской версии рассказывают, что через 20 лет после вознесения Христа, апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит вместе с учениками дошли до Севастополиса (современный Сухум). Симон обосновался в пещере на реке Псырцха и прожил в ней два года, проповедуя христианство. 

Это было время гонения Римом христиан, поэтому апостол был схвачен легионерами и казнен недалеко от своего жилища. На этом месте в IX или X веке был построен храм. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный вход и высекли каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и Симона Кананита на стенах пещеры. 

Рассказывают, в гроте человек по-настоящему начинает понимать себя, свою душу. И это связано не с иконами, а с самим местом.

Сегодня келья и храм находятся на территории Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия». Приезжайте самостоятельно или с экскурсией. Найти святыню не сложно. На входе в заповедник есть карта с указателями. 

Пойми себя в гроте Симона Кананита
Пойми себя в гроте Симона Кананита

Святилище Инал-куба

Инал-къубэ (Инкал-куба) —  одно из самых святых мест Абхазии. Жители ближайшего к нему села Псху предупреждают, что возле святилища нельзя шуметь, охотиться. Подходить к нему нужно с осторожностью и в скромной одежде. Нарушитель платит жизнью. Примеров приводится достаточно, чтобы задуматься о своем поведении и внешнем виде по дороге к Инал-куба.

В середине XVI века земли адыгов захватили генуэзцы или, как их называли, адженуазы. Князь Инал возглавил объединенные войска абхазов и адыгов и победил врага. И без того он был правителем уважаемым и почитаемым, сделал много для консолидации адыгов. 

Князь, скорее всего, был отравлен врагами и похоронен в Абхазии. Его могила стала святым местом и для абхазских, и для адыгских родов. Они всегда поклонялись ей со всеми обязательными ритуалами и обрядами. Даже в советские времена приводили сюда скот для жертвоприношений. Это то, что известно наверняка. 

Далее начинаются легенды. Само место захоронения князя точно не известно. Одни говорят, что он похоронен в пещерах где-то на вершинах горы, другие указывают на южную сторону горы, где есть курган, очень похожий на рукотворный. 

По преданиям исход жителей Абхазии в Турцию начался после того, как горцы потерпели поражение на Красной Поляне в Кавказской войне в 1864 году, и русские разместили на святом месте свои пушки.

Также говорят, что 200 лет назад гора была лысой и вдруг стала зарастать лесом сама собой. По другой версии перед уходом в Турцию каждый беженец посадил дерево, надеясь на возвращение потомков в эти земли.  

Село Псху является одним из самых труднодоступных мест Абхазии. Оно практически изолировано от внешнего мира. Есть всего несколько маршрутов по Абхазии, включающих Псху. Зимой туда можно добраться только по небу на «кукурузнике». Летом из Гагры через Рицу нужно добираться до Авадхары, а потом договариваться с местными, чтобы подбросили поближе на УАЗике, дальше идете пешком пару десятков километров. А там уже рукой подать — километров 5 до святилища. 

Главное, не забудьте о скромности и тишине при подходе к Инал-къубэ.  А то ведь еще обратно топать тем же манером. Мало ли что случиться может из-за недостаточного уважения.

Идем тихо, ищем святыню
Идем тихо, ищем святыню

Непонятая древность

Древние замки, крепости, гробницы задали историкам так много вопросов, что ответы на них приходится искать до сих пор. И не факт, что они отыщутся. 

Дворец на костях

То ли в VI, то ли в X, то ли в XVI веке в селе Лыхны был построен дворец князей Чачба-Шервашидзе. Историки спорят по сей день о датах. Известно, что минимум дважды он перестраивался. И связано ли это с кровавой легендой, понять пока не удалось.

А легенда рассказывает, что было несколько неудачных попыток завершить строительство — здание рушилось после каждого дождя. Испробовали все доступные на тот момент методы укрепления постройки — бесполезно. И тогда старейшина сказал, что поможет только жертвоприношение. Как в страшной сказке убили самых красивых девушку и юношу и замуровали их тела в стены или в фундамент. И выстоял замок на костях. 

Возможно, верна другая интерпретация легенды — жертвоприношения нужны были для обретения счастья самим княжеским родом. В любом случае, ни дворец, ни род не получили желаемого. 

Прав историк Юрий Воронов: «До сих пор стонут стены старинного дворца». Только развалины встречают туристов да рассказы местных жителей. Где-то в древних камнях, может быть, археологи еще обнаружат останки, на которых пытались обосноваться князья. 

Село Лыхны и по сей день процветает. Находится оно в Гудаутском районе. Приблизительно в 35 км от Пицунды и в 22 км от Нового Афона, между ними. Поезжайте с экскурсией или сами — это очень привлекательное место.

Не бывает счастья на костях
Не бывает счастья на костях

Как связать карликов и атлантов?

Дольмены считаются погребальными культовыми сооружениями эпохи ранней бронзы, но их окружает столько легенд и непонятных до сих пор явлений, что мистикам есть, где приложить усилия.

Дольмен представляет собой несколько вертикальных плит, накрытых сверху поперечной. Материал, из которых изготовлены плиты, способ их совмещения и места строительства заставляют задуматься:

  • Как в те времена могли так точно рассчитать размер плит, что в их стык не просунуть и лезвие ножа?
  • Может ли быть, что дольмены построены на разломах земной коры?
  • Могут ли дольмены на самом деле быть древними компьютерами? 
  • Почему на раскопках дольменов люди погибают при загадочных обстоятельствах?
  • Почему большинство раскопок сопровождают ливни, грозы и ураганы?

Версий о происхождении дольменов не меньше. Высказываются предположения об их связи с ариями, викингами, горцами и даже с ацанами — мифическим племенем карликов.

Дольмены называли:

  • тюрьмами для тех, кто преступил закон рода; 
  • боксами для инфекционных больных; 
  • станциями дозаправок НЛО; 
  • линией связи атлантов;  
  • древнейшими обсерваториями.

Выбирайте во что поверить и поезжайте посмотреть наяву сказочные домики. Они есть по всей Абхазии. Самым высоким — 3.4 метра — считается дольмен из села Азанта Гульрипшского района. Около 11 км от Сухума.

Гробница, темница или лечебница?
Гробница, темница или лечебница?

Почти современные мифы

Наше время ничуть не хуже прошедших веков. Мы тоже способны на создание своих сказок и преданий. Особенно, если есть очевидцы событий. Что из их рассказов лежит в области фантазий, а что является самой настоящей истиной, решат, скорее всего, потомки. Мы-то знаем, что говорим правду и только правду!

Прощай, Родина!

«Прощай, Родина!» — так называется смотровая площадка по дороге на озеро Рица. Есть у нее и родное, не туристическое название — Чабгарский карниз. Вот уж где полным-полно легенд! И все печальные, в конце каждой кто-то падает в пропасть. 

Интерпретация мифа зависит от гида. Один расскажет о грузовике с пленными немцами, сорвавшемся с узкой дороги. Один из немцев успел крикнуть те самые слова. Вторая история говорит, что это были не немцы, а отступавшие наши солдаты.

В третьем варианте сам абхаз-водитель грузовика решил покончить с пленными и,  попрощавшись с Абхазией, свернул прямо в пропасть. 

Мистика началась позже. С 60-70 годов прошлого века стали ходить слухи, что водители, потерявшие в этом месте управление, перед гибелью видели тот самый сорвавшийся грузовик. Правда, никто из них не выжил, поэтому проверять на практике не советуем.

Есть в этом месте и другой миф, который можно безопасно изучить. Красивая история о молодоженах, фотографирующихся на краю обрыва, закончилась смертью оступившейся новобрачной. Жених с криком: «Прощай, Родина!» прыгнул вслед за любимой.

Мы не предлагаем отправляться на поиски тел. Тут вот в чем дело… Рассказывают (но почему-то не показывают), на множестве фотографий со смотровой площадки появляются необъяснимые блики-приведения. Жених и невеста продолжают неоконченную фотосессию?

Будете ехать на Рицу, сделайте несколько снимков на Чабгарском карнизе. Вдруг и на ваших селфи появятся незваные участники?

А мы не прощаемся, Абхазия!
А мы не прощаемся, Абхазия!

Снежная женщина из Тхины

Зана — не миф, а реально существовавшая очень высокая женщина, сплошь покрытая волосами. Ее назвали «снежной женщиной». Кем она была на самом деле можно спорить бесконечно, тем более, что жила она во второй половине XIX века.

Точно известно, что князь Ачба поймал в лесу дикую женщину ростом два метра. Темно-бурый волосяной покров, покрывал все ее тело, включая лицо. 

Зану подарили другому князю, потом третьему. Последний оставил ее в своей деревне Тхин (Тхина.

Она была необычайно сильной и бегала со скоростью лошади. Из человеческих привычек переняла только пьянство. К концу жизни Зана научилась носить набедренную повязку, но этим ее гардероб и ограничился. Разговаривать она тоже не научилась — мычала, рычала, кричала. Иногда смеялась, но никогда не улыбалась. 

Вместе с тем у Заны были дети. Поговаривают, даже от местного князя. Из четырех ее выживших детей доподлинно известно лишь, что младший сын Хвит жил в той же деревне, был дважды женат и умер в 1954 году. Ему было 67 лет. У Хвита осталась дочь Раиса. У Раисы тоже есть дети, так что род «снежной женщины» не прекратился.

Где похоронена Зана точно не известно, хотя историк Игорь Бурцев утверждал, что выкопал ее череп. С черепом Хвита вопросов не было — его достали из могилы. 

Ученые, изучавшие черепа, приходили к разным выводам. По одним данным черепа принадлежат выходцам из Африки, которых турки-оттоманы завезли в качестве рабов в Абхазию. Другие соглашаются с африканским происхождением, но настаивают на том, что Зана родом из африканских племен, 1000 лет скрывающихся в кавказских горах. Есть и противники негроидной версии. 

Профессор Брайан Сайкс на основании изучения ДНК черепа в 2015 году объявил, что Зана была йети, то есть, действительно «снежной женщиной». Публикации об этом открытии сильно повредили репутации ученого. 

И даже в 2021 году все еще проводятся исследования. Заинтересованные в обнаружении истины любители тайн могут начать свои поиски с села Тхина, находящегося примерно в 65 километрах от Сухума.

«Бедная Зана!» В роли советского Гамлета Игорь Бурцев
«Бедная Зана!» В роли советского Гамлета Игорь Бурцев

Верить или нет?

Кто же способен однозначно ответить на вопрос об НЛО, снежном человеке или паранормальных явлениях вблизи древних строений? Только тот, кто искренне верит. И тот, кто заранее отметает все мистические доводы. 

Если вы все еще способны удивляться и принимать новое, если готовы слушать и видеть, приезжайте в Абхазию, где сама природа задает загадку — может ли существовать такая красота?.

Верьте в прекрасный отдых в Абхазии.

Снять уютный гостевой дом в Абхазии